Квотирование рабочих мест для трудоустройства инвалидов в 2019 году

Инвалиды – одна из самых незащищенных категорий граждан. Большинству из них назначают пенсии. Вот только размера их зачастую недостаточно для ведения нормальной жизни. Поэтому вопрос трудоустройства становится одним из наиболее актуальных среди людей с ограниченными возможностями. Кто-то и просто хочет продолжить вести трудовую деятельность. Поэтому государство, пытаясь помочь, использует квотирование рабочих мест для инвалидов. О его особенностях и поговорим сегодня.

Актуальность проблемы трудоустройства инвалидов

Сегодня порядка 8,2% населения России имеют инвалидность. Их количество за последние 5 лет сократилось на 7,8% и составляет 12,1 миллионов человек. Из них:

Актуальность проблемы трудоустройства инвалидовПо данным Росстата, лишь 28% всех работоспособных инвалидов имеют официальное трудоустройство. Людей, желающих работать, значительно больше. Ранее Правительство также ставило перед собой задачу обеспечить рабочими местами 50% трудоспособных инвалидов к 2025 году. Вот только брать таких граждан к себе в компании спешат далеко не все. Нежелание в большей степени связано с необходимостью обеспечивать определенные условия труда, предоставлять трудовые преференции (например, более длительные отпуска).

Какие меры поддержки в трудоустройстве инвалидов существуют?

Предлагая человеку работу, руководитель предприятия оценивает совокупность факторов: образование, опыт, личные качества. К сожалению, негласно в предоставлении трудового места могут отказать по причине инвалидности, на деле сославшись на что-то еще. Отсюда и возникает сложность устройства на работу инвалидов. Для работодателя это:

  • дополнительная ответственность;
  • дополнительные расходы (на обустройство, на дополнительные дни отпуска).

Поэтому государство использует различные способы мотивации работодателей, чтобы те устраивали на предприятия инвалидов. Сегодня применяются следующие форматы:

  1. введение квот на рабочие места на предприятиях;
  2. оказание услуги сопровождения при содействии занятости людей с ограниченными возможностями.

Причем эти два формата преследуют одну цель – помочь как можно большему количеству россиян с инвалидностью трудоустроиться.

Квоты

Квотирование рабочих мест для инвалидов – это, по сути, установление минимальной нормы, которой должен следовать работодатель, чтобы не нарушить закон. Устанавливается этот показатель субъектами РФ. Но существуют предельные лимиты, в рамках которых они должны держаться. Прописаны они в ст. 21 Федерального закона № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года.

Размер квоты определяется, исходя из среднесписочной численности предприятия. Существует следующая зависимость:

Среднесписочная численность Размер квоты
До 35 человек Не установлен
35 – 100 человек До 3%
Более 100 человек 2 – 4%

При расчете среднесписочной численности для установления квоты в конкретной организации не учитываются рабочие места с вредными или опасными условиями труда.

Пример. В ООО «Галактика» работает 150 человек. Из них 20 рабочих мест связаны с вредными условиями труда. Сколько должно быть на предприятии сотрудников с инвалидностью, чтобы не нарушить законодательство в части квотирования рабочих мест. Т. к. 20 человек работают на вредном производстве, то квота устанавливается в отношении оставшихся 130 рабочих мест. В регионе проживания минимальное значение составляет 3%. Следовательно, на предприятии должно трудиться не меньше: 130*3% = 3,9. Округляем до целого. Получается, что в организации должно быть трудоустроено хотя бы 4 человека с инвалидностью.

Квоты по количеству работников-инвалидов не устанавливаются только в отношении общественных объединений инвалидов и организованных ими организаций.

Что будет, если организация нужную квоту не предоставит? Ст. 5.42 КоАП РФ устанавливается размер административного штрафа в отношении должностных лиц, если они:

  • не создали/не выделили рабочие места для инвалидов;
  • отказались принять на работу инвалида при наличии невыполненной квоты.

Размер штрафа составляет 5 000 – 10 000 руб. Кстати, такой же штраф предусмотрен в отношении сотрудников службы занятости за отказ регистрации инвалида в качестве безработного.

Многие работодатели готовы заплатить штраф, но не брать инвалида на работу. Причем причины такого нежелания кроются чаще всего в необходимости обустраивать рабочие места людям с ограниченными возможностями (ст. 22 № 181-ФЗ). Ведь это дополнительные финансовые затраты. Также работодатель должен обеспечить инвалиду следующие условия труда (ст. 23 № 181-ФЗ):

  • ежегодный отпуск – от 30 календарных дней;
  • продолжительность рабочей недели – до 35 часов для инвалидов 1 и 2 группы (но полная оплата труда сохраняется);
  • работа в выходные, ночью, сверхурочно – только с согласия самого инвалида.

Интересно, что в разное время на обсуждение выносились законопроекты, которые бы могли способствовать увеличению количества трудоустроенных инвалидов. Варианты предлагаются следующие:

  • увеличить количество квот и административный штраф за неисполнение обязательств организациями;
  • применять к нерадивому работодателю запрет на участие в государственных закупках, получению поддержки со стороны государства, привлечению иностранцев на работу, а также наложение обязательств ежемесячно выплачивать компенсацию в размере от 7 800 руб.

Однако пока таких изменений не произошло. Законопроекты так и не были приняты. Поэтому к работодателям применяются все те же меры административной ответственности.

Скачать для просмотра и печати: Федеральный закон № 181-ФЗ от 24.11.1995 г. “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”

Скачать для просмотра и печати: Закон РФ № 1032-1 от 19 апреля 1991 г. “О занятости населения в Российской Федерации”

Сопровождение при содействии занятости инвалидов

Под сопровождением понимается индивидуальная помощь инвалидам, которые изъявляют желание работать. Такой формат поддержки введен Федеральным законом № 476-ФЗ от 29 декабря 2017 года. Он вступил в силу с 1 января 2019 года. Тем самым в Законе РФ № 1032-1 от 19 апреля 1991 года появилась новая статья – 24.1. Согласно ей, инвалид, желающий работать, получает следующие форматы поддержки:

  1. помощь в поиске подходящего места трудоустройства;
  2. создание условий, необходимых для нормальной работы инвалида на предприятии;
  3. оказание помощи по транспортировке человека на работу и с работы, а также помощь в передвижении инвалида в самой организации, если это необходимо.

За каждым регионом закрепляется необходимость разработать программу поддержки инвалидов. Субъекты РФ должны взаимодействовать с работодателями, бюро МСЭ, проводить профориентацию инвалидов.

На предприятии у инвалида должен быть куратор – наставник, который бы помогал осваивать профессию, следил за организацией и удобством рабочего места.

Обязанности по поддержке инвалидов есть и у центров занятости. Они должны не только отслеживать количество принимаемых на работу инвалидов, но и оказывать помощь в поиске работы.

Пока говорить об эффективности нововведений рано, т. к. изменения вступили в силу недавно. К сожалению, указанные в законе меры больше похожи на декларативные. Какая помощь будет оказываться фактически, мы увидим уже ближе к концу года.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 511 голосов
Загрузка...
Бесплатный вопрос юристу

Вам будет интересно

Оставить комментарий

Adblock
detector