Порядок изъятия земель лесного фонда

Вопрос, связанный с переводом земель ЛФ в любую иную категорию, не связанную с ведением лесного хозяйства, либо изъятие земель лесного фонда регулируют нормы градостроительного, лесного и земельного законодательства. Но основное значение имеет не сама цель изменения категории, а то, о какой именно категории лесных земель идет речь.

Резервные и эксплуатационные лесные земли без проблем можно перевести в другую категорию. А вот настоящей проблемой может стать земля под защитными лесами, а тем более если на ней уже расположен чей-то земельный участок, даже приобретенный на вполне законных основаниях.

Основания перевода земель в другую категорию

Основания перевода земель в другую категориюРасширение границ муниципальных объектов – естественная ситуация. Чаще всего это происходит с крупными городами, развивающимися с течением времени. В них стремится больше людей, соответственно, свободных мест под застройку становится всё меньше и муниципальные власти дают разрешение, а иногда и сознательно способствуют «разрастанию» городов за пределы его первоначальных границ.

Если рядом с населённым пунктом находится лесной массив, ситуация может стать конфликтной. С одной стороны, город вправе принять решение о своем расширении и даже передать земли под индивидуальную застройку, с другой – земли ЛФ находятся в ведомствах лесничеств, то есть под их юрисдикцией.

В итоге получается ситуация, когда с одной стороны земля выдана на основании законного распоряжения администрации муниципального образования, с другой – государство в лице Лесного Фонда вправе требовать возврата земель, которые изначально находились в федеральном ведении.

Исключить возможность предъявления требований со стороны ЛФ об изъятии ведомственных земель можно, соблюдая порядок их перевода из лесной категории. Он выполняется исключительно по правилам, прописанным положениями Постановления Правительства РФ № 48 от 28.01.2006 г., в котором установлен порядок подготовки и предоставления документов.

В него входят:

  • Ходатайство претендента.
  • Акт, а также план избранного для перевода участка (должна быть указана его кадастровая стоимость и местоположение на карте).
  • Решение органа гос. власти, обладающего соответствующими полномочиями.
  • Документ, подтверждающий отсутствие на выделяемом участке полезных ископаемых.
  • Выписка из ЕГРН на земельный участок.
  • Готовый проект перевода земли в нужную категорию из земли ЛФ.
  • Если была экспертиза, то ее результат.

Далее вся процедура предполагает несколько недель ожидания ответа по поданному ходатайству и пакету документов.

Изъять земли ЛФ и осуществлять на них какую-то деятельность, не предусмотренную Лесным кодексом России, можно, если соблюсти порядок перевода земель из этой категории в иную. Иначе придется отвечать согласно нормам административного, а иногда и уголовного законодательства.

Основания для перевода Лесных земель в иные категории устанавливает ст. 11 ФЗ от 21.12.2004 № 172-ФЗ. Согласно указанному правовому акту разрешено переводить в другую категорию участок земли в случае, если:

  • Организуется особо охраняемая природная территория.
  • Меняются либо устанавливаются новые границы города или иного поселения.
  • На землях ЛФ планируется разместить объекты гос. или муниципального значения (при отсутствии иных вариантов)
  • Создается туристическо-рекреационная зона.

Основой же конфликтных ситуаций в подавляющем большинстве становится не нарушение порядка и правил изъятия земель ЛФ или отсутствие оснований для изменения их целевого назначения, в том числе и нарушение установленного законом или нормативными актами правового режима земель ЛФ, а банальная несогласованность работы разных ведомств.

Кадастровые инженеры стабильно обновляют базу Росреестра, проводя кадастровые работы, а ЛФ не обновляет информацию уже с 2001 года. В итоге оказалось, что наличие споров об изъятии земель ЛФ и предъявлении претензий Лесным Фондом к гражданам, уже владеющим участками, исчисляется уже тысячами.

Скачать для просмотра и печати: Постановление Правительства РФ № 48 от 28.01.2006 г.

Скачать для просмотра и печати: Федеральный закон № 172-ФЗ от 21.12.2004 г. «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»

Состав лесного фонда

Состав лесного фондаПод лесами чаще всего понимают земли, на которых в естественном порядке произрастает крупная растительность. Надел, с растущими на нём деревьями — это не всегда лес, всё зависит от типа земель, их прямого назначения, а также растительности, располагающейся на нём.

Действующее законодательство, а именно Лесной кодекс РФ, устанавливает, что к ЛФ относятся земли, не только прямо находящиеся в его ведении, а также различные защитные, резервные и эксплуатационные территории.

Любая земля, которая относится к этому фонду, может быть использована только в соответствии с её изначальным целевым назначением. То есть леса можно использовать только в целях рекреации, вырубки, добычи определённых ресурсов и так далее.

Ограниченность использования земель ЛФ и сложность их перевода в иные категории, в совокупности с отсутствием чётких границ и привели к возникновению ситуаций, когда изъятие производится у граждан, которые данные земли используют на вполне законных основаниях, после получения от муниципалитетов.

Кто виноват?

Найти орган, который будет виновен в возникновении конфликта не так просто, как кажется на первый взгляд. Это может быть:

  • администрация муниципального образования, из-за выдачи документов без согласования с Лесным Фондом;
  • ЛФ, так как вовремя не обновил границы лесных насаждений.

Существенно сократить количество проблемных ситуаций можно было бы, согласовав базы Росреестра и ЛФ, а также изменив систему выдачи таких земель.

Первое, что нужно сделать – обновить базы Лесного Фонда. Часто он имеет фактически устаревшую информацию. Где по его данным проходит лес, уже давно была проведена жилая застройка. Иногда наоборот, лесные дороги зарастают, а на картах фактически имеются.

Грубо говоря, ЛФ называет лесом любые земли, где имеется поросль фактически или по бумагам. И только получение актуальных сведений и их обновление поможет хотя бы частично решить проблему противоречий.

Судебная практика

ЛФ истребует у граждан участки только через суд. Использовать иной порядок он не может, поскольку законодательно ограничен в таких полномочиях. Однако до этого, скорее всего, гражданину будет направлено уведомление о том, что надел, который он занимает, располагается на землях Лесного Фонда.

Судебная практика по этому поводу продолжает формироваться. В большей части случаев суды встают на сторону граждан по следующим причинам:

  • участок используется для целей ведения хозяйства достаточно долго;
  • гражданин нёс бремя содержания, то есть платил налоги, ухаживал за землёй;
  • у лица имеется разрешение под застройку и иное использование, выданное администрацией муниципального образования.

Есть и иные решения. Суды могут встать и на сторону фонда. Всё зависит от конкретных обстоятельств, в том числе давности владения, наличия документов на участок, границ леса и так далее.

Что делать для защиты своих прав?

Ситуация очень спорная и никто не застрахован от претензий Лесного Фонда. Каждый гражданин, если его участок располагается недалеко от леса, однажды может получить подобное требование, по крайней мере до того момента, как вопрос не будет урегулирован на федеральном уровне.

При получении искового заявления рекомендуется:

  1. внимательно изучить требование и принять участие в судебном процессе. Игнорирование заседания увеличит шансы истца на удовлетворение его требований;
  2. подготовить документы, доказывающие законность приобретения участка. Чаще всего наделы выдавались администрацией города или иного населённого пункта;
  3. при необходимости нужно заказать экспертизу, например, чтобы определить точные границы участка;
  4. подготовить документацию о законности возводимых на участке строений.

Несмотря на то, что суды чаще встают на сторону граждан, практика остаётся непредсказуемой. Рекомендуется тщательно подготовиться к процессу, заранее собрать все необходимые документы и подготовить свидетелей.

Земли, которые ранее находились в ведении Лесного Фонда, часто передавались гражданам для ведения хозяйства и жилищной застройки. Участки выделялись муниципальными властями, тогда как леса находятся в собственности федеральной власти. Это привело к возникновению противоречий и судебных споров. Граждане, оказавшиеся в ситуации, когда их права на участки пытаются оспаривать, вынуждены защищать свою позицию в судах и доказывать законность приобретения.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 511 голосов
Загрузка...
Бесплатный вопрос юристу

Вам будет интересно

Оставить комментарий

Adblock
detector