Как получить свидетельство о смерти?

Смерть близкого человека – всегда утрата для родственников. В такие тяжелые моменты приходится думать о похоронах, поминках. Не обойтись и без оформления внушительного пакета документов. Одна из обязательных задач – получить свидетельство о смерти родственника. Без подобной бумаги совершать дальнейшие действия с наследством, оформлением места на кладбище и иные невозможно.

Когда требуется?

Свидетельство о смерти – не только официальное подтверждение гибели близкого человека. Сама бумага имеет серьезную юридическую силу. Без нее нельзя:

  • получить место для погребения усопшего;
  • оформить соц. пособие на погребение;
  • оформить и получить положенное наследство родственникам или другим законным наследникам;
  • выписать умершего с прежнего места жительства;
  • снять погибшего с учета в ФНС;
  • получить причитающиеся страховые выплаты.

Поэтому после смерти человека его близкие или иные уполномоченные/законные лица оформляют факт гибели официально.

Порядок получения

Органы ЗАГС занимаются регистрацией значимых действий, связанных с человеком. Это касается рождения детей, вступления и расторжения брака, смены ФИО и смерти. Но просто взять и пойти в ЗАГС для получения свидетельства недостаточно. Весь процесс можно разделить на несколько шагов:

  1. получение медицинского свидетельства о смерти в медучреждении;
  2. оформление свидетельства о смерти через органы ЗАГС.

Получение медицинского свидетельства о смерти

Получение медицинского свидетельства о смертиВыдачей медицинского свидетельства о смерти занимаются медицинские организации, причем здесь нет ограничений в отношении их организационно-правовой формы. Так, документ может быть подписан диспансером, больницей, поликлиникой, медцентром и даже учреждениями, занимающимися частной практикой.

Получают свидетельство ближайшие родственники умершего или, если их нет, иные уполномоченные лица. Документ имеет установленную форму № 106/у-08, согласно приказу Минздравсоцразвития РФ № 782н от 26 декабря 2008 года (Приложение № 2). Бумага состоит из 2-х частей:

  • собственно свидетельства – его передают родственникам;
  • корешка – остается у мед. организации, констатирующей факт гибели.

Сама бумага имеет серию, номер и дату выдачи. В тексте документа содержится личная информация об умершем (ФИО, дата рождения) и сведения о его гибели. В отношении кончины устанавливается:

  • обстоятельства смерти – умер ли в стационаре, на месте происшествия, в скорой, дома или ином месте;
  • причины смерти – болезни, патологические состояния, внешние признаки, также устанавливается срок смерти.

В документе прописываются и другие нюансы. Свидетельство медучреждением составляется на 2-х листах.

Медицинское свидетельство о смерти (форма № 106/у-08):

alt: Медицинское свидетельство о смерти

Если пропал без вести

Трудности в установлении факта смерти могут возникнуть, если речь идет о пропавшем человеке. В этом случае признать его погибшим можно только через судебные органы (ст. 30 ГПК РФ). Причем установлен факт кончины будет через строго определенное время с момента пропажи человека в зависимости от обстоятельств (п. 1 ст. 45 ГК РФ):

ОбстоятельстваСрокЧто будет днем смерти?
При пропаже в условиях, угрожающих смертью, при предположении, что человек мог погибнуть в результате несчастного случая6 месяцевВремя возможной гибели (указывается в судебном решении)
В прочих случаях5 летДень вступления в силу судебного решения

Статья 45 ГК РФ

Отдельные сроки устанавливаются в отношении военных и лиц, известий о которых не было с момента участия их в боевых действиях. Тогда суд признает факт гибели не раньше, чем через 2 года после завершения военных действий.

Обращение в ЗАГС

Имея на руках мед. заключение, человек может обращаться непосредственно в ЗАГС для получения свидетельства о смерти. Порядок действий наглядно представлен в Блок-схеме № 7 из приказа Минюста РФ № 298 от 29 декабря 2017 года.

Предоставление государственной услуги по регистрации смерти

Первый шаг – подача заявления. Чтобы сделать все правильно, необходимо определиться: куда, кому, в какие сроки и с какими документами следует идти, но обо всем по порядку.

Как именно получить?

Традиционно регистрацией записей о рождении, заключении и расторжении брака, смене фамилии и имени, смерти занимаются сотрудники ЗАГСа. Однако законодательство предусматривает 2 формы обращения:

  1. Личное обращение родственника в ЗАГС. При этом пойти можно в учреждение по месту жительства, смерти погибшего или расположения медицинского учреждения, констатирующего факт гибели. Законодательство допускает получение документа и в городе проживания родственника, оформляющего свидетельство, в любом из ЗАГСов, если на это имеются причины.
  2. Подача заявления и необходимого пакета документов дистанционно через портал Госуслуг. Сделать это можно в разделе «Регистрация смерти».

Второй вариант предполагает возможность записаться на прием в органы ЗАГС в определенное время и день. Через портал Госуслуг можно подать и полный пакет документов для оформления свидетельства. Для этого необходимо убедиться, что ведомство в момент обращения такую услугу оформляет. В случае невозможности воспользоваться услугой на странице появится соответствующая всплывающая запись:

Государственная регистрация смерти через портал Госуслуг

Для оформления бумаг полностью через портал Госуслуг (кроме его получения) родственник должен иметь на нем верифицированную учетную запись и электронную цифровую подпись для подписания и отправки заявления на выдачу документов, свидетельствующих о гибели близкого человека.

Кто может обратиться?

Круг заявителей, имеющих право получить свидетельство о гибели, указан в п. 2 приказа Минюста РФ № 298. Обратиться в органы ЗАГС могут российские, иностранные граждане и лица без гражданства. К их числу относятся:

  • родственники;
  • суды;
  • сотрудники МВД;
  • иные заинтересованные лица;
  • уполномоченные/законные представители.

Традиционно же оформлением документов занимаются ближайшие родственники – супруги, дети, родители.

Перечень необходимых бумаг

Обращение в ЗАГС сопровождается подачей заявления (письменного или устного). К нему прикладываются:

  • паспорт или другой документ, удостоверяющий личность обратившегося;
  • медицинское свидетельство о смерти (для пропавшего без вести – постановление суда);
  • паспорт погибшего (если он имеется).

В зависимости от обстоятельств родственники предоставляют и другие документы, связанные с обстоятельствами смерти.

Госпошлина за выдачу свидетельства о смерти не предусмотрена, так как подобная услуга предоставляется бесплатно.

Сроки обращения и выдача документов

Обратиться в органы ЗАГС родственники должны не позже 3 дней с момента гибели или нахождения тела погибшего. Этот срок увеличивается до 60 дней, если истребование документа о смерти происходит в другом городе.

После приема и проверки всех документов сотрудник ЗАГСа делает запись в акт о смерти и распечатывает сведения о погибшем, используя бланк свидетельства о смерти, утвержденный приказом Минюста РФ № 167 от 13 августа 2018 года. Образец документа родственникам не требуется, так как за заполнение бумаг отвечают работники ЗАГСа.

Запись акта о смерти:

alt: Запись акта о смерти

Само свидетельство о смерти составляется на специальном бланке с особым оформлением. На нем присутствует гербовая печать, серия и номер, сведения о погибшем и обстоятельствах смерти. С 2018 года форма свидетельства несколько изменилась.

Если родственники погибшего хотят оформить соц. пособие на погребение, в ЗАГСе им также необходимо запросить справку по форме № 33. Выглядит она так:

Справка о смерти, форма № 33

В левом верхнем углу при заполнении прописывается цель получения – «для назначения и выплаты пособий». После на основании справки выплачивается соц. пособие на погребение, установленное в фиксированном размере.

Получение дубликата

Иногда родственникам погибшего может потребоваться дубликат свидетельства о смерти. Составляется он тоже органами ЗАГС после подачи соответствующего запроса. Причин подобного обращения бывает несколько:

  • ранее полученное свидетельство было утрачено;
  • родственники погибшего отказываются выдавать оригинал документа (в этом случае в ЗАГС нужно предоставить копию судебного постановления о выдаче свидетельства).

Восстановление документа требует не больше 7 дней. Срок может быть увеличен до 60 дней, если само свидетельство выдавалось органами ЗАГС другого города.

Важно! Обращаясь за дубликатом, не забудьте заплатить за него госпошлину в размере 350 руб. (требуется только для оформления повторного свидетельства).

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 512 голосов
Загрузка...
Бесплатный вопрос юристу

Вам будет интересно

Оставить комментарий

Adblock
detector